104
Оценка от 1 до 100:
Сюжеты из русских народных сказок, представленные в многоэлементных композициях, узорчатость рисунков – вот наиболее известные черты живописи Палеха. С этим уникальным видом искусства можно познакомиться на выставке под названием "Школа Палеха", открывшейся в Музее декоративно-прикладного и народного искусства в Москве. На выставке представлены удивительные работы мастеров, ставших отцами русской традиционной лаковой живописи на миниатюре.
По сообщениям "Новостей культуры", упоминания о палехской иконе встречаются ещё с древности. Однако октябрьская революция, пытавшаяся искоренить иконопись, оставила палехских художников без работы. В это время знаменитый живописец Иван Иванович Голиков объединил вокруг себя лучших мастеров Палеха для создания лаковых миниатюр. Это дало рождение новому уникальному искусству, завоевавшему популярность не только в России, но и за рубежом.
Как рассказала экскурсовод Людмила Пирогова, первые выставки палехской миниатюры прошли в Венеции в 1924г. и в 1925г. в Париже. Иностранцы были поражены, что такое искусство высочайшего уровня было создано не в утонченной Франции, а в глуши невежественной России. Итальянцы даже предложили мастерам создать школу лаковой палехской миниатюры».
И Голиков решает организовать художественную артель в Палехе. Изначально в ёё состав вошли семь художников, в числе которых значились Дыдыкин, Баканов, Зубковы и Катухины. Этим мастерам удалось вобрать в свое творчество накопленный столетиями опыт русской живописи. Иван Голиков стал автором первой лаковой миниатюры "Адам в Раю", написанной в этой удивительной манере.
Комментируя данную миниатюру, Людмила Пирогова говорит: "Здесь мы видим стоящего к нам спиной Адама. Посмотрите, как он чувствует этот мир, подаренный ему Богом… Художник использовал в своем искусном письме желтый и зеленый оттенки золотого, что позволило передать все тонкости красоты мира вокруг: животных, листвы и растений".
Сюжет лаковой миниатюры Палеха – это всегда фольклор и сказки, это всегда поэзия, а не проза жизни. В работах палехских мастеров чувствуется восхищение природой человека, жизнью во всех её проявлениях. И использование золота здесь не случайно, золото стало частью мировоззрения художников, главным элементом многослойной и сложной техники живописи. Оно символизирует истину, свет, божью благодать. Безупречностью и четкостью палехская миниатюра обязана иконописи. Мастера Палеха расписывали не только шкатулки, но и множество других предметов – очечники, тарелки, пудреницы. Максиму Горькому даже был подарен набор для письма, украшенный палехской живописью, которой писатель не переставал восхищаться. И даже советское время не смогло заставить палехских мастеров потерять свой неповторимый индивидуальный стиль.
Один из знаменитых искусствоведов России замечает, что именно палехская миниатюра позволяет по-другому взглянуть на советское искусство, увидеть, что его нельзя охарактеризовать только, как «соцреализм».
В Палехе и сегодня существует художественное училище, ежегодно обучающее десятки мастеров лаковой палехской миниатюры, но настоящих талантов, освоивших все тонкости этой техники, - единицы.